В этом году российские школы выпустят во взрослую жизнь свыше 700 тысяч вчерашних одинадцатиклассников. Каждый выпускник должен принять первое серьезное решение, определяющее его дальнейшую судьбу. Большинство бывших одноклассников начнут конкурировать между собой в качестве абитуриентов, поступающих в ВУЗы. Традиционная мода на высшее образование может ослепить человека, не позволить ему сделать правильный выбор. Для оптимального ответа на вопрос, нужно ли высшее образование в России сегодня, следует положить на разные чаши весов все аргументы “За” и “Против”.

Образование и работа. Нужно ли высшее образование сегодня?

Недостатки высшего образования

Низкая квалификация преподавательского состава.
В отличие от развитых стран, где, например, лекции по государственному и муниципальному управлению читают действующие и бывшие госслужащие, в нашей стране преподают педагоги без опыта реальной работы по специальности.
Они читают лекции по устаревшим конспектам, используемым для обучения их самих. За несколько десятилетий подобного “застоя” высшее образование в значительной мере отстало от существующих на практике технологий.

Никому не нужный диплом.

Несмотря на то, что современным студентам не приходится “зубрить” историю КПСС, курс обучения по-прежнему содержит массу дисциплин, не имеющих ничего общего с получаемой специальностью. Такая квалификация не соответствует мировым стандартам и не котируется в большинстве развитых стран.
Но и отечественные работодатели нередко просят соискателей с дипломом забыть все, чему их учили в ВУЗе. Регулярно выпускники вынуждены проходить дополнительные курсы профессиональной подготовки для работы по своей специальности.

ВУЗ не гарантирует трудоустройства.

Ключевой недостаток российского высшего образования – суверенность от рынка труда. Во времена СССР государство контролировало число выпускников по каждой специальности через госзаказ, но сегодня образование вышло из под контроля. А значит из года в год выпускаются тысячи специалистов, претендующих лишь на сотни реально существующих вакансий. Происходит обесценивание высшего образования.
А отсутствие опыта негативно отражается на конкурентноспособности соискателя, недавно закончившего обучение.

Упущенная выгода.

Стоимость получения высшего образования на коммерческой основе в 2017 году достигает 200 тысяч рублей в год или 1 млн рублей за весь период обучения.

При расчете упущенной выгоды, следует прибавить деньги, которые человек мог бы заработать, посещая работу вместо института. Средняя заработная плата за неквалифицированный труд составила в 2016 году 216.000 рублей за год. Таким образом, за пятилетний период обучения человек может заработать 1,08 млн рублей.

К тому времени, как из ВУЗа выпустятся дипломированные специалисты без опыта работы, отказавшийся от получения высшего образования окажется шаг впереди: с пятилетним стажем и заработанными/сэкономленными на образовании двумя миллионами рублей.

Если инвестировать данные средства, в недвижимость, то в дальнейшем владелец квартиры сможет экономить на аренде жилья 15000-20000 рублей ежемесячно, а следовательно, он может рассчитывать на зарплату на 15000-20000 рублей ниже, чем дипломированный бомж.

Преимущества высшего образования

Важным преимуществом обучения в высшем учебном заведении можно считать возможность знакомства с сокурсниками, которые приобретут аналогичную специальность. Таким образом выпускник помимо знаний обладает деловыми связями с единомышленниками, команда которых может впоследствии организовать собственный бизнес. При этом в отличие от работодателя, вы будете иметь детальное представление о каждом из будущих партнеров, иметь достаточный опыт взаимодействия с ними.

В наследство от советских времен современной России досталось заблуждение о неспособности человека без высшего образования, работать по ряду профессий, в числе которых: врачи, адвокаты, руководители предприятий. Узкие специализации, как правило, предполагают повышенную оплату труда. Работодатели, имеющие низкую квалификацию, нередко отдают предпочтение таким же низкоквалифицированным соискателям с высшим образованием против кандидатов без диплома, имеющих достаточный опыт и знания для достижения высоких результатов на своей должности.

Любое обучение развивает интеллект. Получение новых знаний благотворно влияет на работу мозга. Психологи утверждают, что образованному человеку проще преодолеть сложные жизненные ситуации, найти оптимальное решение повседневных проблем.

По статистике каждый второй студент мужского пола поступает в университет, чтобы избежать призыва на срочную службу в армии. Он не мотивирован получать знания, что негативно влияет на усваивание нового материала. Но возможность “откосить” наряду с наличием военной кафедры все же является дополнительным преимуществом поступления в ВУЗ.

Упрямая статистика

Ключевым фактором в принятии решения о необходимости высшего образования в России являются статистические показатели.

За последние 6 лет в стране открылось свыше ста коммерческих ВУЗов, что привело к росту предложения над спросом на специалистов. При этом отсутствие должного государственного контроля за платными учреждениями создает риск получения неквалифицированных образовательных услуг.

В 2014-2015 годах восемь из десяти выпускников оказались невостребованными на рынке труда и были вынуждены трудоустраиваться не по полученной специальности.

Средняя заработная плата сотрудника с высшим образованием в 2016 году лишь на 10-15 тысяч рублей превышает оклад выпускника среднего специального учебного заведения. При этом обучение в ССУЗе занимает меньше времени и обходится значительно дешевле.

Переизбыток дипломированных специалистов в 2017 году вовсе не означает, что уже через 5 лет на рынке труда будет остро не хватать кандидатов с дипломом. Особенно свидетельство о высшем образовании может пригодиться в наше время, когда из-за закрытия предприятий по всей стране, возрастает конкуренция за рабочие места. Так называемые “корочки” о высшем образовании выполняют роль страховки, гарантии преимущества перед другими соискателями, не имеющими диплома.

Читайте также