Закон джунглей в современном мире бизнеса является актуальнее Конституции. Выживает только сильнейший, поэтому так важно знать собственных конкурентов в лицо. Умение грамотно проводить анализ конкурентов – это незаменимое качество для бизнесмена любого ранга. Так давайте не будем тратить время зря и приступам к изучению данной темы.
Бизнес-инструкция: Анализ конкурентов + ценные советы от экспертов
Краткое руководство к инструкции
Инструкция включает в себя несколько разделов. Каждый раздел – это шаг, помогающий разобраться в анализе рынка. Не рекомендуется пропускать шаги. Также инструкция включает в себя универсальные примеры, облегчающие понимание. Советы, выделенные в рамках, являются своеобразным бизнес лайфхаком. Для лучшего понимания материала есть специальный словарь бизнесмена.
Зачем нужно проводить анализ конкурентов?
Начнем с того, что одним из главных признаков рынка является конкурентоспособность. Без этого рынок не был бы рынком. Но зачем анализировать деятельность конкурентов, вот какой вопрос мучает начинающих бизнесменов. Чтобы понять, в чем заключается суть, необходимо осмыслить, что такое анализ конкурентов или маркетинговое исследование.
[important] Анализ конкурентов – это полный информационный сбор, включающий в себя сведения о ценовом уровне, категории, деятельности компаний, выявляющий практические положительные и отрицательные стороны каждого конкурента. Проще говоря, это бизнес разведка. [/important]
[note]Пример №1
Бизнесмен Василий решил открыть магазин выпечки. Он нашел рентабельное место с высокой проходимостью, полностью подготовился к открытию, нашел выгодных партнеров и т.д. Он ничего не знает про конкуренцию, про рынок и ценообразование, в итоге выставляет цены в несколько раз выше, чем у других магазинов выпечки в городе. В итоге вместо ожидаемой прибыли, он получает одни убытки. В чем ошибка? Ошибка заключается в том, что Василий не стал интересоваться конкурентами. Он забыл, что все познается в сравнении. Будь Вася подальновиднее, его магазин вполне мог бы претендовать на звание лучшего в городе. Но, увы и ах![/note]
Теперь понятно, что в современном мире необходимо быть не только хорошим управляющим, но быть проинформированным, что творится вокруг. Как государство не может существовать без участия во внешней политике, так и организация не может существовать в собственном мире. Помните, кто владеет информацией, владеет миром! Анализ же конкурентов дает полную информацию, необходимую для создания правильной политики бизнеса.
Подготовка к действиям
Данный этап является не менее важным, чем остальные. Подготовка к действиям включает в себя определение круга основных конкурентов. Первым делом определите тип рынка по географическому параметру:
- Районный
- Городской
- Региональный
- Государственный
- Национальный
- Мировой.
Чем больший охват планируется, тем масштабнее географический параметр. К примеру, если у предпринимателя один ресторан в спальном районе, то его основные конкуренты будут располагаться в данной локации. Составьте список, компаний, занимающихся схожей с вами деятельностью. Важно сопоставлять ранги. Ваша компания должна находиться на одном уровне с конкурентами.
[note]Пример №2
Маленькое ИП по отделке дерева неправильно определило конкурентов, главным конкурентом выделив большую мебельную фабрику. Результатом ошибки стало некорректное составление бизнес плана.[/note]
Другой вопрос, как их найти. Существует несколько способов:
- Поиск в интернете
- Опрос экспертов в области рынка
- Опросы целевых потребителей
- Аналитические статьи в вашей сфере
- Рекламные вывески
- Мониторинг мест продаж.
При составлении списка оптимальным вариантом является классификация от наиболее конкурентоспособных организаций к менее.
Когда объекты наблюдения выявлены, можно переходить к основной части.
Кто враг, а кто так? Определяем степень опасности конкуренции
Конкурент – это организация, которая может существенно повлиять на деятельность вашей компании. Борьба между конкурентами ведется за клиентов. На данный момент времени можно разделить конкурентов на прямых, потенциальных и аутсайдеров.
- Прямые имеют наиболее большую базу клиентов, их продукция или услуги пользуются спросом. Наиболее приемлемая стратегия – диверсификация. Обычно к данным компаниям относятся опытные предприниматели, укоренившиеся на рынке.
- Потенциальные, не играют большой роли на рынке. Обычно, это молодые развивающиеся компании, которые в дальнейшем могут стать прямыми конкурентами. Наиболее частая стратегия – дифференциация.
[important]Словарь бизнесмена
Аутсайдеры – это компании, близкие к краху.
Диверсификация – это стратегия, направленная на обеспечение расширения ассортимента продукции. Цель стратегии заключается в повышении качества, эффективности производства или услуги для получения большей прибыли.
Дифференциация – это стратегия, особенностью которой является рассматривание идентичных товаров. [/important]
Многие спросят для чего необходимо анализировать политику действий категории аутсайдеров, мы ответим, что анализ необходим, с целью выявить основные причины их краха, ошибки в ведении бизнеса, чтобы в дальнейшем суметь их предотвратить.
Сбор информации
Определяемся, какая информация действительно необходима. Существуют следующие аспекты и критерии оценки рынка:
- Широта ассортимента;
- Стратегия;
- Качество продукции или услуги;
- Количество точек продаж.
- Клиентская база;
- Потенциал;
- Цены;
- Наличие дополнительных услуг;
- Продвижение. Реклама.
- Местонахождение.
[help]Совет
Если хотите узнать, количество продаж за день у конкурента, то придите к открытию организации. Купите что-нибудь, чек сохраните. Придите вечером ближе к закрытию, снова купите что-нибудь. Вычтите из второго чека первый и получите количество продаж за день. Данный способ не подходит для организации с наличием нескольких кассовых аппаратов.[/help]
Качество
Оптимальным вариантом оценки качества товаров или услуг является опрос между целевой аудиторией. Чтобы провести его необходимо составить список наиболее характерных для заведения параметров, а затем попросить оценить людей каждую из представленных компаний по данным параметрам. Вы можете брать за основу любую шкалу, но наиболее удобной является пятибалльная шкала.
Анализ цен конкурента
В данной категории необходимо поделить всех конкурентов на ценовые уровни:
- Люкс;
- Высокий;
- Средний;
- Эконом.
Будьте готовы, что некоторые уровни будут без наличия компаний, все зависит от выбранной вами деятельности и ранга конкурентов. Далее необходимо заполнить следующие графы: минимум, максимум и средняя стоимость.
Пример №3
Конкуренты | Минимум | Максимум | Средняя стоимость |
Моя компания | 40 | 250 | 145 |
1 | 30 | 236 | 133 |
2 | 80 | 400 | 240 |
3 | 23 | 160 | 91,5 |
4 | 18 | 100 | 59 |
Считываем данные таблицы. Максимальный уровень цен можно наблюдать у конкурента №2 (отмечен красным). Минимальные цены наблюдаются у конкурента №4 (отмечен зеленым). Моя компания имеет сравнительно средний уровень цен (отмечен жёлтым). Таким образом, моя компания имеет оптимальный уровень цен приемлемый для покупателей.
Конкуренция – это двигатель прогресса, поэтому не стоит ее бояться. Создавайте что-то новое, необычное, старайтесь стать лучше, но не забывайте о правилах рынка и тогда у вас все получится!
Надеемся, что материал был полезен для изучения и будет применен на практике в дальнейшем. Желаем вам удачи во всех начинаниях и продолжения.