Закон джунглей в современном мире бизнеса является актуальнее Конституции. Выживает только сильнейший, поэтому так важно знать собственных конкурентов в лицо. Умение грамотно проводить анализ конкурентов – это незаменимое качество для бизнесмена любого ранга. Так давайте не будем тратить время зря и приступам к изучению данной темы.

анализ конкурентов

Бизнес-инструкция: Анализ конкурентов + ценные советы от экспертов

Краткое руководство к инструкции
Инструкция включает в себя несколько разделов. Каждый раздел – это шаг, помогающий разобраться в анализе рынка. Не рекомендуется пропускать шаги. Также инструкция включает в себя универсальные примеры, облегчающие понимание. Советы, выделенные в рамках, являются своеобразным бизнес лайфхаком. Для лучшего понимания материала есть специальный словарь бизнесмена.

Зачем нужно проводить анализ конкурентов?

Начнем с того, что одним из главных признаков рынка является конкурентоспособность. Без этого рынок не был бы рынком. Но зачем анализировать деятельность конкурентов, вот какой вопрос мучает начинающих бизнесменов. Чтобы понять, в чем заключается суть, необходимо осмыслить, что такое анализ конкурентов или маркетинговое исследование.

Анализ конкурентов – это полный информационный сбор, включающий в себя сведения о ценовом уровне, категории, деятельности компаний, выявляющий практические положительные и отрицательные стороны каждого конкурента. Проще говоря, это бизнес разведка.

Пример №1
Бизнесмен Василий решил открыть магазин выпечки. Он нашел рентабельное место с высокой проходимостью, полностью подготовился к открытию, нашел выгодных партнеров и т.д. Он ничего не знает про конкуренцию, про рынок и ценообразование, в итоге выставляет цены в несколько раз выше, чем у других магазинов выпечки в городе. В итоге вместо ожидаемой прибыли, он получает одни убытки. В чем ошибка? Ошибка заключается в том, что Василий не стал интересоваться конкурентами. Он забыл, что все познается в сравнении. Будь Вася подальновиднее, его магазин вполне мог бы претендовать на звание лучшего в городе. Но, увы и ах!

Теперь понятно, что в современном мире необходимо быть не только хорошим управляющим, но быть проинформированным, что творится вокруг. Как государство не может существовать без участия во внешней политике, так и организация не может существовать в собственном мире. Помните, кто владеет информацией, владеет миром! Анализ же конкурентов дает полную информацию, необходимую для создания правильной политики бизнеса.

Подготовка к действиям

Данный этап является не менее важным, чем остальные. Подготовка к действиям включает в себя определение круга основных конкурентов. Первым делом определите тип рынка по географическому параметру:

  1. Районный
  2. Городской
  3. Региональный
  4. Государственный
  5. Национальный
  6. Мировой.

Чем больший охват планируется, тем масштабнее географический параметр. К примеру, если у предпринимателя один ресторан в спальном районе, то его основные конкуренты будут располагаться в данной локации. Составьте список, компаний, занимающихся схожей с вами деятельностью. Важно сопоставлять ранги. Ваша компания должна находиться на одном уровне с конкурентами.

Пример №2
Маленькое ИП по отделке дерева неправильно определило конкурентов, главным конкурентом выделив большую мебельную фабрику. Результатом ошибки стало некорректное составление бизнес плана.

Другой вопрос, как их найти. Существует несколько способов:

  1. Поиск в интернете
  2. Опрос экспертов в области рынка
  3. Опросы целевых потребителей
  4. Аналитические статьи в вашей сфере
  5. Рекламные вывески
  6. Мониторинг мест продаж.

При составлении списка оптимальным вариантом является классификация от наиболее конкурентоспособных организаций к менее.

Когда объекты наблюдения выявлены, можно переходить к основной части.
Бизнес-инструкция: Анализ конкурентов

Кто враг, а кто так? Определяем степень опасности конкуренции

Конкурент – это организация, которая может существенно повлиять на деятельность вашей компании. Борьба между конкурентами ведется за клиентов. На данный момент времени можно разделить конкурентов на прямых, потенциальных и аутсайдеров.

  1. Прямые имеют наиболее большую базу клиентов, их продукция или услуги пользуются спросом. Наиболее приемлемая стратегия – диверсификация. Обычно к данным компаниям относятся опытные предприниматели, укоренившиеся на рынке.
  2. Потенциальные, не играют большой роли на рынке. Обычно, это молодые развивающиеся компании, которые в дальнейшем могут стать прямыми конкурентами. Наиболее частая стратегия – дифференциация.

Словарь бизнесмена

Аутсайдеры – это компании, близкие к краху.

Диверсификация – это стратегия, направленная на обеспечение расширения ассортимента продукции. Цель стратегии заключается в повышении качества, эффективности производства или услуги для получения большей прибыли.

Дифференциация – это стратегия, особенностью которой является рассматривание идентичных товаров.


Многие спросят для чего необходимо анализировать политику действий категории аутсайдеров, мы ответим, что анализ необходим, с целью выявить основные причины их краха, ошибки в ведении бизнеса, чтобы в дальнейшем суметь их предотвратить.

Сбор информации

Определяемся, какая информация действительно необходима. Существуют следующие аспекты и критерии оценки рынка:

  1. Широта ассортимента;
  2. Стратегия;
  3. Качество продукции или услуги;
  4. Количество точек продаж.
  5. Клиентская база;
  6. Потенциал;
  7. Цены;
  8. Наличие дополнительных услуг;
  9. Продвижение. Реклама.
  10. Местонахождение.

Совет
Если хотите узнать, количество продаж за день у конкурента, то придите к открытию организации. Купите что-нибудь, чек сохраните. Придите вечером ближе к закрытию, снова купите что-нибудь. Вычтите из второго чека первый и получите количество продаж за день. Данный способ не подходит для организации с наличием нескольких кассовых аппаратов.

Качество

Оптимальным вариантом оценки качества товаров или услуг является опрос между целевой аудиторией. Чтобы провести его необходимо составить список наиболее характерных для заведения параметров, а затем попросить оценить людей каждую из представленных компаний по данным параметрам. Вы можете брать за основу любую шкалу, но наиболее удобной является пятибалльная шкала.

Анализ цен конкурента

В данной категории необходимо поделить всех конкурентов на ценовые уровни:

  1. Люкс;
  2. Высокий;
  3. Средний;
  4. Эконом.

Будьте готовы, что некоторые уровни будут без наличия компаний, все зависит от выбранной вами деятельности и ранга конкурентов. Далее необходимо заполнить следующие графы: минимум, максимум и средняя стоимость.

Пример №3

КонкурентыМинимумМаксимумСредняя стоимость
Моя компания40250145
130236133
280400240
32316091,5
41810059

Считываем данные таблицы. Максимальный уровень цен можно наблюдать у конкурента №2 (отмечен красным). Минимальные цены наблюдаются у конкурента №4 (отмечен зеленым). Моя компания имеет сравнительно средний уровень цен (отмечен жёлтым). Таким образом, моя компания имеет оптимальный уровень цен приемлемый для покупателей.

Конкуренция – это двигатель прогресса, поэтому не стоит ее бояться. Создавайте что-то новое, необычное, старайтесь стать лучше, но не забывайте о правилах рынка и тогда у вас все получится!

Надеемся, что материал был полезен для изучения и будет применен на практике в дальнейшем. Желаем вам удачи во всех начинаниях и продолжения.

Читайте также